четверг, 20 января 2011 г.

Прочитано: Вы, наверное, шутите, мистер Фейнман

Около 2 часов ночи первого дня первого месяца этого года я дочитал замечательную биографию знаменитого физика Ричарда Фейнмана. Удивительным человеком он был, судя по этой книге: физик, математик, инженер, взломщик, барабанщик, художник и еще много чего по мелочи. Не смотря на эти и многие другие свои увлечения, описанные в книге, создается впечатление, что о многом не сказано, многое пропущенно. Наверное, поэтому введение начинается так: "надеюсь, что книга, лежащая перед вами, не станет единственными мемуарами Ричарда Фейнмана". Что ж, у меня еще есть пара подобных книжек ("дюжина лекций" и "какое тебе дело до того, что думают другие"), а так же все тома ФЛФ с задачником ^___^

К прочтению этой книги меня подтолкнули видео-интервью с Фейнманом, где он рассказывает о самых разных вещах в мире и о том, как эти самые вещи связаны с физикой. Эти короткие интервью (точнее, маленькие кусочки большого фильма, по 4-5 минут) произвели на меня очень сильное, мотивирующее впечатление -- физика с его слов была такой всеобъемлющей, сложной, запутанной, но в то же время такой интересной и, парадоксально, простой. Фейнман был очень классным лектором и семинаристом -- его студентам очень повезло! Видео-интервью (с переводом, с сабами и в оригинале) легко можно найти на youtube по фразе "фейнман".

Эти видео-интервью каждый раз вдохновляют меня на (экспериментальное) изучение законов природы, их проверку и приложение. Из книги же я узнал, что Фейнман и сам все время проверял различные утверждения, часто очень далекие от физики. Например, небольшой эксперимент, когда он решил проверить силу человеческого обоняния. Эксперимент заключается в следующем (участвуют двое): первый берет с книжной полки произвольную книгу, держит ее в руках некоторое время и ставит обратно, при этом второй, естественно, не должен знать какую именно книгу выбрал первый. Второй должен определить выбранную книгу только с помощью обоняния. Разрешается нюхать руки и книги. Фейнман утверждал, что смог учуять выбранные книги, даже в случай участия нескольких людей. Может у меня слабое обоняние, но у меня не получилось учуять книгу... А может это шутка?! ;)

Очень занимательны истории про взлом сейфов в Лос-Аламосе, про игру на барабанах и обучение рисованию. Забавно представлены контакты с "внешним миром": политикой, общественным мнением, девушками. Например, история про профессора из Калтеха, которые по 5-6 раз в неделю заглядывает в ресторан с официантками-топлесс. Все эти и многие другие истории описаны в очень приятном, легком стиле, лишенным излишних подробностей; будто не книгу читаешь, а беседуешь с человеком. Наверное, поэтому мне показалось, что в книге многое пропущенно.

Приятного чтения!

Некоторые цитаты из книги, особенно мне понравившиеся:

  • "Люди часто думают, что я обманщик, но я обычно честен, в определенном смысле, причем так, что часто мне никто не верит"
  • "Если идея казалась липовой, я говорил, что она выглядит липовой. Если она выглядела хорошей, я так и говорил -- хорошая. Простое дело. Я всегда так жил. Хорошо и приятно, если вы можете так поступать. Мне повезло в жизни -- я мог это делать"
  • "Ты не несешь ответственности за то, чего ждут от тебя другие люди. Если от тебя ждут слишком многого, то это их ошибка, а не моя вина"
  • "Мне всегда нравилось преуспевать в том, что у меня никак не должно было получиться"
  • "Единственная причина, по которой я кое-что знал о математике майя, состояла в том, что меня жутко утомил медовый месяц, который я провел в Мексике со своей второй женой, Мэри Лу"

Комментариев нет:

Отправить комментарий